Охрана атмосферного воздуха

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Устойчивые города и населенные пункты

Ответственное потребление и производство

ОАО «РЖД» в своей деятельности стремится к максимальному сокращению выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Посредством диагностических комплексов пунктов экологического контроля в Компании проводятся регулярные внутренние проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Проведение замеров выбросов осуществляется во время испытаний тепловозов на пунктах реостатных испытаний после проведения ремонта.

GRI 305-7
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в разбивке по категориям | тыс. т
2017 2018 2019 2020 2021
Стационарные источники
Твердые вещества 14,1 13,5 11,8 10 9,4
Оксид углерода СО 23,3 22 20,8 18,5 17,4
Диоксид серы SO2 14,2 13,3 11,9 10,5 9,6
Оксиды азота NO2 7,4 7,1 6,8 5,7 4,9
Углеводороды CnHm 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Летучие органические соединения 2,9 2,7 2,2 1,9 1,5
Прочие газообразные и жидкие вещества 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1
Передвижные источники (тепловозы)
Оксид углерода СО 30,2 31 30,7 28,7 29,4
Углеводороды CnHm 15,4 15,9 15,7 14,6 15,1
Оксиды азота NОХ 111,4 114,6 113,5 105,5 108,8
Сажа 6,8 7 6,9 6,4 6,6

Стационарные источники

Выбросы от стационарных источников составляют порядка 25 % в общем объеме выбросов ОАО «РЖД».

Снижение выбросов обусловлено мероприятиями по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе реконструкцией и переводом котельных на альтернативные виды топлива. В настоящее время доля тепловой энергии, производимой котельными, работающими на природном газе, достигла 44 %. Развивается применение альтернативных источников энергии в системах горячего водоснабжения (солнечные коллекторы) и теплоснабжения (тепловые насосы). В эксплуатации находится 44 котельных на пеллетном топливе, внедренных взамен малых угольных и дизельных котельных. Введена в строй экспериментальная солнечная электростанция на железнодорожной станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги.

Компания проводит мероприятия по реконструкции и внедрению новых пылегазоочистных установок (ПГУ).

Передвижные источники

Выбросы от передвижных источников составляют около 75 % валовых выбросов, из которых около 90 % — это вклад магистральных и маневровых тепловозов.

Мероприятия по повышению энергоэффективности перевозочного процесса позволили компании сократить объемы перевозочной работы на дизельной тяге, время простоев в ожидании работы, время нагона пассажирских поездов, удельный расход дизельного топлива на тягу поездов. Эти факторы позволили снизить удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников. Наиболее заметное влияние на динамику сокращения выбросов оказала модернизация подвижного состава.

Современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками

В 2021 году на сеть поступило 535 локомотивов. Из них 277 электровозов, в том числе 264 грузовых и 13 пассажирских. Закупка новых серий тепловозов в количестве 258 ед. в 2021 году позволила снизить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Необходимо отметить значительное снижение выбросов от эксплуатации локомотивов серии 2ТЭ25км. За счет внедрения данных магистральных тепловозов достигнуто сокращение выбросов в атмосферный воздух на 3,2 тыс. т СО2, что составляет 75 % от всего эффекта 2021 года.

Сегодня ОАО «РЖД» перевозит более 86 % грузов и 85 % пассажиров на электротяге. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается почти в четыре раза меньше СО2, чем на машине, и почти в пять раз меньше, чем на самолете.


Современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками