Обращение с отходамиGRI 306-1, 306-2
ОАО «РЖД» рассматривает формирование эффективной системы обращения с отходами в качестве одного из наиболее важных условий перехода на принципы экономики замкнутого цикла. В долгосрочном периоде Компания стремится к максимальному сокращению объема отходов, подлежащих захоронению, за счет увеличения уровня их переработки.
Отходы производства и потребления
В 2021 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,412 млн т отходов производства и потребления, из которых утилизировано и обезврежено в подразделениях Компании 0,066 млн т. С учетом поступления в 2021 году отходов из других хозяйствующих субъектов сторонним организациям передано 1,482 млн т отходов, в том числе:
- с целью последующей утилизации — 1,098 млн т;
- для обезвреживания — 0,16 млн т;
- для размещения — 0,224 млн т.
В 2021 году доля отходов производства и потребления, размещаемых на объектах размещения для захоронения, составила 14,8 %, что на 1,6 п. п. ниже уровня 2020 года (16,4 %).
Более 80 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы используются повторно внутри Компании, это как отходы V класса опасности, так и отходы II–IV классов опасности согласно переоформленной ОАО «РЖД» лицензии на деятельность в области обращения
В ОАО «РЖД» внедряются и активно практикуются новые подходы к обращению с отходами и принципы цикличной экономики, в том числе рециклинг шпал, отработанного масла, лома черных и цветных металлов, который позволяет Компании снизить негативное влияние на окружающую среду.
В 2021 году были проведены различные мероприятия, направленные на повышение уровня вовлечения отходов во вторичный оборот.
- В границах Октябрьской, Московской, Горьковской и Свердловской железных дорог внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего утилизировано 49 тыс. железобетонных шпал.
- Эксплуатируются две установки по утилизации резинотехнических изделий (железнодорожная станция Укладочный Западно-Сибирской железной дороги, железнодорожная станция Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги). На установках переработано 444 т отходов, изготовлено 269 т крошки и 7,1 тыс. м2 резиновых напольных покрытий.
- На комплексах термического обезвреживания отходов баланса Научно-производственного центра по охране окружающей среды, расположенных в г. Ярославле и железнодорожной станции Тагул, обезврежено 3,042 тыс. т промышленных и медицинских отходов, 91,3 тыс. шт. отработанных деревянных шпал.
- В рамках эксплуатации теплофикационной установки на железнодорожной станции Черняховск Калининградской железной дороги расход твердого топлива из старогодных деревянных шпал составил 36,8 тыс. шт. с выработкой 5 469 Гкал тепловой энергии и экономией 744,19
тыс. м3 природного газа. - Для ОАО «РЖД» проведена патентная разведка по приоритетным технологическим направлениям утилизации отходов II–IV классов, содержащих нефтепродукты.
- В рамках расширения цифровизации ОАО «РЖД» в области обращения с отходами в ЕК АСУ ОПБ реализован функционал по формированию новой формы статистического отчета 2-ТП (отходы), учета в области обращения с отходами.
- С целью снижения объема захораниваемых отходов проводилась работа по вовлечению клининговых и аутсорсинговых компаний пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в реализацию проекта по селективному накоплению отходов бумаги, стекла и пластика.
- В октябре утверждена типовая технология по организации раздельного накопления отходов на железнодорожных вокзальных комплексах.
- Передано на утилизацию 1,854 тыс. т вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги, картона, стекла, пластика и бытового алюминия), что на 0,3 тыс. т (или 21 %) больше по сравнению с 2020 годом. Наибольший объем вторичных материальных ресурсов, направляемых на переработку, составляют отходы бумаги и картона. Для снижения образования отходов бумаги в Компании реализуются мероприятия по внедрению электронного документооборота.
- Дирекцией железнодорожных вокзалов начата работа по установке фандоматов на вокзалах г. Москвы и Санкт-Петербурга. Рассматривается вопрос применения бонусной системы для пассажиров, которые будут сдавать через фандоматы тару на переработку.
В Компании реализуются мероприятия по приему от работников и пассажиров отработанных химических источников тока (батареек). Административно-хозяйственным управлением эксплуатируется 24 урны по 15 адресам зданий ОАО «РЖД» с целью накопления отработанных батареек. Контейнеры для накопления отработанных химических источников тока установлены на железнодорожных вокзалах Иркутск-Пассажирский, Ангарск, Усолье-Сибирское Восточно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов и Казанском вокзале Московской дирекции железнодорожных вокзалов.
В декабре 2021 года состоялось заседание секции Научно-технического совета ОАО «РЖД» с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, научного сообщества, общественных организаций, крупнейших экологических операторов по обращению с отходами. По итогам совета приняты решения о разработке концепции использования вторичных ресурсов ОАО «РЖД» в рамках системы управления отходами с планом мероприятий по ее реализации на период до 2035 года, о формировании приоритетных к внедрению технологий по результатам проведения патентной технологической разведки в области обращения с отходами.