Обращение с отходамиGRI 306-1, 306-2

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Устойчивые города и населенные пункты

Ответственное потребление и производство

ОАО «РЖД» рассматривает формирование эффективной системы обращения с отходами в качестве одного из наиболее важных условий перехода на принципы экономики замкнутого цикла. В долгосрочном периоде Компания стремится к максимальному сокращению объема отходов, подлежащих захоронению, за счет увеличения уровня их переработки.


Отходы производства и потребления

GRI 306-3, 306-4, 306-5

В 2021 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,412 млн т отходов производства и потребления, из которых утилизировано и обезврежено в подразделениях Компании 0,066 млн т. С учетом поступления в 2021 году отходов из других хозяйствующих субъектов сторонним организациям передано 1,482 млн т отходов, в том числе:

  • с целью последующей утилизации — 1,098 млн т;
  • для обезвреживания — 0,16 млн т;
  • для размещения — 0,224 млн т.

В 2021 году доля отходов производства и потребления, размещаемых на объектах размещения для захоронения, составила 14,8 %, что на 1,6 п. п. ниже уровня 2020 года (16,4 %).

Доля отходов производства и потребления, размещаемых на объектах размещения отходов для захоронения Доля рассчитана исходя из сведений об объемах образованных (с учетом наличия на начало периода) и переданных на захоронение (в том числе ТКО, переданных региональному оператору) в отчетном году отходах согласно форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». | %
Динамика объема образования отходов | тыс. т

Более 80 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы используются повторно внутри Компании, это как отходы V класса опасности, так и отходы II–IV классов опасности согласно переоформленной ОАО «РЖД» лицензии на деятельность в области обращения с отходамиОт 21 декабря 2021 года № Л020-00113-77/00114264..

В ОАО «РЖД» внедряются и активно практикуются новые подходы к обращению с отходами и принципы цикличной экономики, в том числе рециклинг шпал, отработанного масла, лома черных и цветных металлов, который позволяет Компании снизить негативное влияние на окружающую среду.

В 2021 году были проведены различные мероприятия, направленные на повышение уровня вовлечения отходов во вторичный оборот.

  • В границах Октябрьской, Московской, Горьковской и Свердловской железных дорог внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего утилизировано 49 тыс. железобетонных шпал.
  • Эксплуатируются две установки по утилизации резинотехнических изделий (железнодорожная станция Укладочный Западно-Сибирской железной дороги, железнодорожная станция Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги). На установках переработано 444 т отходов, изготовлено 269 т крошки и 7,1 тыс. м2 резиновых напольных покрытий.
  • На комплексах термического обезвреживания отходов баланса Научно-производственного центра по охране окружающей среды, расположенных в г. Ярославле и железнодорожной станции Тагул, обезврежено 3,042 тыс. т промышленных и медицинских отходов, 91,3 тыс. шт. отработанных деревянных шпал.
  • В рамках эксплуатации теплофикационной установки на железнодорожной станции Черняховск Калининградской железной дороги расход твердого топлива из старогодных деревянных шпал составил 36,8 тыс. шт. с выработкой 5 469 Гкал тепловой энергии и экономией 744,19 тыс. м3 природного газа.
  • Для ОАО «РЖД» проведена патентная разведка по приоритетным технологическим направлениям утилизации отходов II–IV классов, содержащих нефтепродукты.
  • В рамках расширения цифровизации ОАО «РЖД» в области обращения с отходами в ЕК АСУ ОПБ реализован функционал по формированию новой формы статистического отчета 2-ТП (отходы), учета в области обращения с отходами.
  • С целью снижения объема захораниваемых отходов проводилась работа по вовлечению клининговых и аутсорсинговых компаний пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в реализацию проекта по селективному накоплению отходов бумаги, стекла и пластика.
  • В октябре утверждена типовая технология по организации раздельного накопления отходов на железнодорожных вокзальных комплексах.
  • Передано на утилизацию 1,854 тыс. т вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги, картона, стекла, пластика и бытового алюминия), что на 0,3 тыс. т (или 21 %) больше по сравнению с 2020 годом. Наибольший объем вторичных материальных ресурсов, направляемых на переработку, составляют отходы бумаги и картона. Для снижения образования отходов бумаги в Компании реализуются мероприятия по внедрению электронного документооборота.
  • Дирекцией железнодорожных вокзалов начата работа по установке фандоматов на вокзалах г. Москвы и Санкт-Петербурга. Рассматривается вопрос применения бонусной системы для пассажиров, которые будут сдавать через фандоматы тару на переработку.

В Компании реализуются мероприятия по приему от работников и пассажиров отработанных химических источников тока (батареек). Административно-хозяйственным управлением эксплуатируется 24 урны по 15 адресам зданий ОАО «РЖД» с целью накопления отработанных батареек. Контейнеры для накопления отработанных химических источников тока установлены на железнодорожных вокзалах Иркутск-Пассажирский, Ангарск, Усолье-Сибирское Восточно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов и Казанском вокзале Московской дирекции железнодорожных вокзалов.

В декабре 2021 года состоялось заседание секции Научно-технического совета ОАО «РЖД» с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, научного сообщества, общественных организаций, крупнейших экологических операторов по обращению с отходами. По итогам совета приняты решения о разработке концепции использования вторичных ресурсов ОАО «РЖД» в рамках системы управления отходами с планом мероприятий по ее реализации на период до 2035 года, о формировании приоритетных к внедрению технологий по результатам проведения патентной технологической разведки в области обращения с отходами.


Раздельный сбор отходов на борту поездов «Сапсан»

В высокоскоростных поездах «Сапсан» осуществляются мероприятия по раздельному накоплению отходов бумаги (газеты, журналы) и пластика. В вагонах установлены специальные стационарные емкости для накопления вторичных материальных ресурсов, имеющие соответствующую маркировку. Отличительный дизайн также имеют и передвижные тележки для раздельного накопления отходов. В пути следования поездов «Сапсан» пассажирам предоставляется возможность распределить образовавшиеся отходы на две фракции.

За 2021 год в высокоскоростных поездах «Сапсан» обеспечены накопление и передача в целях утилизации 17,6 т отходов бумаги и пластика.

20 декабря 2021 года утверждена типовая технология по организации раздельного накопления отходов в подвижном составе и на производственных площадках структурных подразделений Дирекции скоростного сообщения.

Дирекция скоростного сообщения проводит популяризацию экологической направленности, транслируя в поездах видеоролики, публикуя статьи в газетах и журналах, проводя работу в социальных сетях и при организации питания в поезде.


Раздельный сбор отходов на борту поездов «Сапсан»