Охрана атмосферного воздуха
Индустриализация, инновации и инфраструктура
Устойчивые города и населенные пункты
Ответственное потребление и производство
ОАО «РЖД» в своей деятельности стремится к максимальному сокращению выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Посредством диагностических комплексов пунктов экологического контроля в Компании проводятся регулярные внутренние проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Проведение замеров выбросов осуществляется во время испытаний тепловозов на пунктах реостатных испытаний после проведения ремонта.
Стационарные источники
Выбросы от стационарных источников составляют порядка 25 % в общем объеме выбросов ОАО «РЖД».
Снижение выбросов обусловлено мероприятиями по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе реконструкцией и переводом котельных на альтернативные виды топлива. В настоящее время доля тепловой энергии, производимой котельными, работающими на природном газе, достигла 44 %. Развивается применение альтернативных источников энергии в системах горячего водоснабжения (солнечные коллекторы) и теплоснабжения (тепловые насосы). В эксплуатации находится 44 котельных на пеллетном топливе, внедренных взамен малых угольных и дизельных котельных. Введена в строй экспериментальная солнечная электростанция на железнодорожной станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги.
Компания проводит мероприятия по реконструкции и внедрению новых пылегазоочистных установок (ПГУ).
Передвижные источники
Выбросы от передвижных источников составляют около 75 % валовых выбросов, из которых около 90 % — это вклад магистральных и маневровых тепловозов.
Мероприятия по повышению энергоэффективности перевозочного процесса позволили компании сократить объемы перевозочной работы на дизельной тяге, время простоев в ожидании работы, время нагона пассажирских поездов, удельный расход дизельного топлива на тягу поездов. Эти факторы позволили снизить удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников. Наиболее заметное влияние на динамику сокращения выбросов оказала модернизация подвижного состава.
В 2021 году на сеть поступило 535 локомотивов. Из них 277 электровозов, в том числе 264 грузовых и 13 пассажирских. Закупка новых серий тепловозов в количестве 258 ед. в 2021 году позволила снизить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Необходимо отметить значительное снижение выбросов от эксплуатации локомотивов серии 2ТЭ25км. За счет внедрения данных магистральных тепловозов достигнуто сокращение выбросов в атмосферный воздух на 3,2 тыс. т СО2, что составляет 75 % от всего эффекта 2021 года.
Сегодня ОАО «РЖД» перевозит более 86 % грузов и 85 % пассажиров на электротяге. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается почти в четыре раза меньше СО2, чем на машине, и почти в пять раз меньше, чем на самолете.
